Сампсониевский собор Смольный собор Спас на крови Исаакиевский собор
фотогалерея  :: персоналии :: жития святых :: english :: deutsch :: francais
 

Flash ролик 1.2 Mb

















     Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор" > Спас на крови > Освящение

Освящение храма
Богослужебные предметы

Общий вид храма Воскресения Христова и моста-перекрытия с юго-западной стороны. 1907 г.Статус храма-памятника Спас на крови получил с момента своего освящения. Порядок его заведывания был определен 2 апреля 1907 года, на особом совещании под председательством министра внутренних дел. Решено было:

  • передать храм ведомству православного вероисповедования;
  • для заведывания хозяйственной частью и распоряжения как церковными, так и штатными денежными средствами учредить при храме особое управление из пяти лиц: настоятеля, ключаря, церковного старосты, архитектора, с возложением председательствования на настоятеля, а заведывание делопроизводством - на смотрителя;
  • все техническо-художественные вопросы разрешать в ведомстве православного вероисповедания, по соглашению с министром императорского Двора;
  • расходы на содержание храма отнести на средства Государственного Казначейства.

На этом документе - виза императора Николая II и надпись: "Быть по сему".

Южный киотПервый причт Спаса на крови состоял из 8 человек: настоятеля, ключаря, священника, диакона и четырех псаломщиков. Первым настоятелем храма с 1907 по 1923 год был профессор Духовной Академии протоиерей П.И.Лепорский. Его сменил протоиерей В.М.Верюжский (1923 - 1929 годы), который был арестован по делу иосифлян. Последний настоятель храма - протоиерей А.Е.Советов (1928 - 1930 годы).

В отличие от приходских церквей, в этом храме до 1918 года не исполнялись требы, как не соответствующие его статусу. Службы велись ежедневно с обязательной заупокойной литией.

Постановлением Народного комиссариата за № 217 от 22.03.1918 года "храм Воскресения Христова и его сокровища переходят под управление и охрану Комиссариата народных имуществ Республики".

В январе 1920 года на договорных началах храм был передан церковной двадцатке, сделавшей его обычной приходской церковью.

Северный киотКоснулся Спаса на крови и церковный раскол Русской Православной Церкви. В 1920-е годы он неоднократно менял подчиненность. В течение года, с июля 1922 по июль 1923 года, храм, будучи приходским, относился к Петроградской автокефалии. Затем с 5 июля по 9 августа 1923 года им завладели "обновленцы" - просоветски настроенное духовенство. С августа 1923 года по декабрь 1927 года храм Воскресения Христова - кафедральный городской собор. С декабря 1927 по ноябрь 1930 года собор принадлежал иосифлянскому течению. Окончательно судьбу храма определило постановление Президиума ВЦИК от 30 октября 1930 года за № 67 - "церковь Воскресения на крови закрыть и передать Обществу политкаторжан и ссыльнопоселенцев для организации музея "Народной воли".

Освящение храма

Император Николай II принимает парад на территории храма Воскресения Христова. Восточная сторонаОсвящение Спаса на крови происходило 19 августа 1907 года. О предстоящем торжестве оповестила столичная пресса. Отборные части гвардейских полков и кавалерии столичного гарнизона выстроились по дороге к храму в ожидании прибытия императора Николая II и царской семьи. На площади перед собором стояли шеренги всех родов войск: пехоты, кавалерии, артиллерии, а также взвод дворцовых гренадеров. После исполнения государственного гимна царь в сопровождении великих князей совершил обход войск, здороваясь с каждым подразделением.

В храме Государя встретили председатель Комиссии по строительству собора великий князь Владимир Александрович, вице-председатель граф И.Д.Татищев и архитектор А.А.Парланд. В их сопровождении император проследовал к алтарю мимо клиросов, на которых стояли хористы императорской придворной певческой капеллы. Здесь Николая Александровича встретил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний, архиепископ Никон, экзарх Грузии, архиепископ Рижский Агафонил, епископ Гдовский Кирилл и духовенство Казанского собора.

Император Николай II и императрица Александра Федоровна на освящении храма Воскресения ХристоваНачался чин освящения храма молебном. Предстояло соорудить, укрепить и освятить главную принадлежность собора - престол в алтаре. Место престола в центре алтаря было обозначено четырьмя гнездами для столпов. Сами деревянные столпы и квадратная столешница престола стояли возле горнего места. Под возгласы митрополита Антония, подхваченные хором певчих, духовенство приступило к сооружению престола - места духовного присутствия Иисуса Христа, Небесного Покровителя храма.

После установки престола был проведен обряд его омовения. По знаку митрополита на помазанный святым миром престол священники надели первую белую одежду, символизирующую плащаницу. Они опоясали облачение шнуром так, что со всех четырех сторон престола появилось изображение креста. Поверх этой одежды престол был накрыт вторым облачением - блестящим шелковым с серебряными нитями платом, означающим пелену, в которую был спеленат младенец Иисус. На эту ризу при пении псалмов возложили антиминс - еще один плат с изображением в центре сцены "Положения во гроб", а по углам - четырех евангелистов, с датой освящения храма и именем митрополита Антония.

Освящение храма Воскресения Христова. Крестный ход с южной стороны зданияЗатем митрополит совершил каждение престола фимиамом. Были окроплены святой водой стены алтаря и интерьер храма.

По возвращению в алтарь митрополит установил в подсвечнике на горнем месте свечу, от которой зажгли свечи перед иконами храма.

Из алтаря Антоний прошествовал к иконостасному образу Спасителя и остановился у аналоя, на котором находился миниатюрный золотой ковчежец с нетленными частицами святых мощей. С последними звуками духовного гимна "Святой Боже" митрополит возложил на свою главу дискос со святыми мощами и возглавил крестный ход вокруг собора.

Крестный ход вокруг храма Воскресения Христова. Восточный фасадЧин освящения храма переместился на территорию, где продолжали стоять в почетном строю отряды элитных военных частей столичного гарнизона. Под перезвон колоколов и музыку оркестра из храма показалась процессия. Впереди хор придворной капеллы из ста человек, исполняющих славословие "Слава Тебе, Христе Боже". Под выносным фонарем с горящей свечой, символизирующей свет истины, излучаемой Богом, седовласый камердинер императора Александра II нес запрестольный крест, а за ним шли архимандриты, державшие храмовую икону "Воскресение Христово". За ними шествовал митрополит Антоний со святыми мощами. За духовенством следовала императорская чета и августейшее семейство, свита и придворные, сенаторы, министры, высшие государственные деятели. Архиерей из серебряного сосуда кропил стены храма по мере продвижения процессии, а хор певчих исполнил тропари о создании и утверждении храма Спасителем.

Освящение храма Воскресения Христова. Южный фасадКрестным ходом таинство освящения храма не закончилось. Обогнув здание, процессия приблизилась к южному крыльцу, где митрополит сложил с главы дискос со святыми мощами и благословил своих спутников. Между митрополитом и хором произошел предусмотренный чином освящения краткий диалог, закончившийся молитвой иерарха с просьбой к Господу утвердить новосозданный храм непоколебимым до скончания века.

Взяв дискос со святыми мощами, митрополит осенил им крестообразно врата храма и вошел в него. Заключительный этап освящения престола и храма произошел в алтаре.

Опустив дискос со святыми мощами на престол, иерарх раскрыл ковчежец, и , помазав миром святые мощи, частицу их положил в антиминс. Ковчежец был погребен в средокрестии столпов престола, в его основании. Священнодействие сопровождалось каждением престола и произнесением молитвы о создателях храма.

Алтарь храма Воскресения Христова. Мозаика Евхаристия. Семисвечник, сень престолаОкропление стен алтаря на четыре стороны святой водой завершило чин освящения Спаса на крови. Затем, без перерыва, ровно в полдень началось служение первой торжественной литургии с принесением бескровной жертвы на освященном престоле в память мученической смерти императора Александра II. В продолжение литургии сонм духовенства во главе с митрополитом проследовал из алтаря к сени собора. Здесь к ним присоединился Николай II и члены его семьи. Митрополит Антоний приступил к служению литии, с провозглашением "вечной памяти". Возвратившись к алтарю, иерарх закончил литургию, а придворный протодиакон провозгласил царское многолетие. Николай II, императрица Александра Федоровна и все августейшее семейство причастились, целуя святой крест в руках митрополита, и вышли из храма. Здесь императору воздали почести войска, проходя парадным маршем мимо новоосвященного храма. Под ликующие возгласы "Ура" царский кортеж покинул церковную территорию.

Основные богослужебные предметы храма

Вид на южную стену храма с ковчегомДарохранительница, изготовленная на Екатеринбургской гранильной фабрике по проекту А.А.Парланда. Она представляла собой куполообразную сень, выполненную из темно-зеленой яшмы. Купол опирался на шесть колонок кольцевой аркады, установленных на пьедестал из розового орлеца. Главку купола венчал крест из дымчатого топаза. Внутри дарохранительницы находилась шкатулка из вызолоченного серебра, представляющая собой миниатюрную гробницу для хранения нетленных мощей.

В настоящее время местонахождение дарохранительницы - фонды Государственного Русского музея.

Интерьер храма Воскресения ХристоваБронзовый семисвечник под старое серебро, исполненный по конкурсному рисунку Училища барона Штиглица.

Плащаница, представляющая собой бархатную пелену с золотым шитьем, к массивной гробнице из золоченой бронзы с цветной эмалью.

Два серебряных подсвечника для местных икон, выполненные по рисункам А.А.Парланда.

Расшитые шелком по атласу Хоругви - дар компании швейных машин "Зингер".

Деревянное резное кресло для горнего места и Шесть деревянных резных табуретов по сторонам. Они были исполнены по конкурсным премированным рисункам Училища барона Штиглица.

Храму Воскресения Христова был также подарен Крест с кусочками камней животворящего гроба Господня, Голгофы, Вифлеемской и Гефсиманской пещер.

Подготовлено Л.И.Белецкой